Первый веб-сайт в Мире на основе MMMD-технологии!

6+

Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А.Пушкин

044m.jpg (5593 bytes)

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ

Екатерининский (Большой) Дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины XVIII века, красивейшая загородная парадная резиденция русских монархов.

Дворец строился и перестраивался с 1717 по 1756 год на протяжении почти 40 лет. В его строительстве принимали участие самые знаменитые архитекторы того времени: И.Браунштейн, И.Ферстер, М.Земцов, А.Квасов, С.Чевакинский и, последние восемь лет, Ф.Б.Растрелли.



Дворец поражает сказочным богатством как внешней, так и внутренней отделки.

Общее впечатление определяется размерами (протяженность свыше 325 м), сложным ритмом членений, богатством декоративного оформления.

Ансамбль дворца состоит из центрального здания и двух симметричных флигелей, соединенных галереями (архитекторы А.Квасов и С.Чевакинский), переделанными в полноэтажные корпуса.

Фланкируют дворец по торцам еще два корпуса - Церковный (арх. И.В.Неелов) и Зубовский (арх. Ю.М. Фельтен).

К ним примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги - циркумференции.

Центральная часть дворца - Средний дом - возникла из "каменных палат о 16 светлицах" Екатерины 1, построенных архитектором И. Браунштейном в 1717 году. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца.

Средний дом декорирован атлантами, кариатидами, картушами и маскаронами на фронтонах и над окнами, богато оформленными капителями колонн (ранее на кровле стояли статуи и вазы).



На главном фронтоне Среднего дома - картуш с короной и вензелем Императрицы "Е". В 1756 году скульптурные украшения дворца были покрыты позолотой.

Внешнее оформление корпусов, созданных взамен галерей, выполнено подстать убранству фасада Среднего дома. Особенно пышно в стиле барокко оформлен фасад Церковного корпуса.

Не менее величествен и строг Зубовский корпус.

Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.

Кроме центральных, золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны железные, примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б.Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони.

 









Став главным архитектором Царского Села в 1748 году, Ф. Б. Растрелли немедленно приступил к работам во дворце.

Основной этап перестройки проходил с 1752 по 1756 год.

Выдающийся архитектор сразу определил важнейшее звено преобразований: формирование ансамбля вокруг главной оси Арсенал - Эрмитаж и необходимость замены деревянных галерей с колоннами между флигелями (архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский) на полноэтажные конструкции.

Поистине величествен Большой, или Тронный, зал дворца площадью 1000 квадратных метров, с высотой потолков семь метров.

Он залит потоками света, льющегося сквозь огромные двухъярусные окна, расположенные друг против друга, а обилие позолоченной деревянной резьбы и зеркал в отделке стен создает иллюзию безграничности пространства зала.

Всю площадь потолка с 1753 по 1757 год занимал живописный гигантский трехчастный плафон "Триумф России" работы художника Д.Валериани. Впоследствии его заменили росписями Франчуоли и Вундерлиха.

В настоящее время угловые части плафона "Аллегория Победы" и "Аллегория Мира", в свое время изъятые по указу Павла 1, обнаружили в Инженерном замке и вернули на прежнее место.

 

Среди прочих помещений богатым убранством выделяются Зеленая столовая, Картинный и Лионский залы. В облицовке стен последнего использован лазурит, а паркет этой комнаты, набранный из 12 ценнейших пород дерева, инкрустирован перламутром.





Сразу за Картинным залом дворца располагалась Янтарная комната. Она создавалась по проекту А. Шлютера с 1701 по 171] год группой известных немецких мастеров-янтарщиков, в которую входили Годфрид Туров и Готфрид Туссо.

Существует предание, что комната была бесцеремонно выпрошена у прусского короля Фридриха- Вильгельма 1 Петром 1 во время пребывания его в Берлине в 1716 году и в следующем году отправлена в Россию. По другой версии Петр 1 обменял ее у короля за 55 русских гренадеров, токарный станок и бокал ручной работы.

 

Без движения это сокровище пролежало в Санкт-Петербурге до 1743 года, а затем мастер Мартелли смонтировал Янтарную комнату в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. В 1755 году, по указу Екатерины II, она была перенесена солдатами гвардии на руках в Царское Село, и Мартелли вновь собрал ее в одном из залов Большого дворца.



5m.jpg (6815 bytes)




Уникальное убранство комнаты выполнено из мозаичных янтарных панелей, декорированных узкими зеркальными пилястрами, вместо капителей завершенными скульптурными женскими головками. Наверху - широкий фриз, расписанный под янтарь, на фоне которого выделялись резные рамки, гирлянды цветов, фигуры амуров.

Двадцать два больших панно дополняли 180 янтарных досок и врезанных украшений в виде головок, щитов, тюльпанов, роз, раковин. В пять панно Ф. Растрелли вмонтировал мозаичные картины из цветной яшмы - аллегории пяти чувств человека. Золотистые и темные пластины полированного янтаря в сочетании с разноцветной яшмой и золоченым деревом создавали фантастическое зрелище.

Изысканное убранство комнаты органично дополняли плафон "Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви" и узорный паркет из редчайших пород дерева, созданный по рисункам В.И.Неелова. Плафон кисти Фонтебассо был утрачен в XIX веке, сама же Янтарная комната исчезла во время оккупации и до сих пор не найдена.





080m.jpg (5937 bytes)


В одно время с дворцом создавались и парки - пейзажный и в регулярном стиле.

Над их планировкой трудились садовники Я.Розин и И.Фохт.

Пейзажный парк был вписан в окружающую панораму местности, а регулярный устроен в виде нисходящих террас, уступами.

В 1721 году сделаны два уступа, разделяющие парк на Верхний и Нижний.

В 1725 году ~ третий уступ, к мельничному каскаду прудов. Парк богато украшен скульптурой, но в ансамбле доминируют павильоны: Эрмитаж, Нижняя ванна. Верхняя ванна, Грот и другие.

 


Источник информации - исторический очерк
Сергея Яковлевича Ласточкина и Юрия Федоровича Рубежанского
"Царское Село-резиденция российских монархов"
На предыдущую страницу

На предыдущую страницу  
English language  
Your language of a site:  
   
ИЗМЕНЕНИЕ ДИЗАЙНА 
   
Выбрать другой дизайн сайта  
   
Царское Село- город Пушкин 
   
Царское Село- город Пушкин  
География и климат  
Исторический очерк  
Общие сведения  
Дворцы и парки  
Панорама Царского Села  
Путеводитель по Царскому Селу  
Янтарная Комната  
Храмы Царского Села  
Исторические традиции  
Музеи Царского Села  
Царское Село- Город Муз  
Сочинения А.С.Пушкина в 10 томах  
Царскосельский Карнавал  
Царскосельская премия  
Виртуальная Выставка  
Гостевая книга  
   
Пушкинский район
Санкт-Петербурга
 
   
Горячая информация  
   
ТОРГОВО- ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА 
   
Что такое ТПП  
   
СТАТИСТИКА 
   


Более 50 млн. посещений от старта - 02 августа 1999 года!
 
Обзор статистики  
Размещение рекламы  
   
РЕКЛАМА 
   
 
   
ИНСТРУМЕНТЫ ПОИСКА  
   

Поиск на сервере:

Разделяйте слова пробелами
Логика:


Примечание:
- Поиск в архиве прессы на сервере прессы

Тип поиска:
Быстрый поиск
Обстоятельный_поиск
Регистр слов:
Нечувствительно
Чувcтвительно
Язык:
English
Русский
Лимит документов:

 

Copyright -1999
Oleg Novikov
All Rights reserved



MMMD-технология
MMMD-технология





Сетевое издание: "Портал города Пушкина (Царского Села)"
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 - 54314,
выдан 29.05.2013г. Роскомнадзор
Учредитель: Торгово-промышленная палата городов Пушкина и Павловска
Адрес редакции 196601, РФ, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Октябрьский б-р, д. 50/30,т.+7(812) 476-85-88
Главный редактор: Екатерина Николаевна Бабич
(6+)

 

Новости Царского Села Новости Царского Села Новости Царского Села




О Системе Торгово-промышленных палат в Российской Федерации