Первый веб-сайт в Мире на основе MMMD-технологии!

6+

Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А.Пушкин

ДВОРЕЦ КНЯГИНИ ПАЛЕЙ

В 1858 году, до постройки этого здания, земли, расположенные на правом берегу Купального пруда (ныне здесь плац строительного училища), по распоряжению Императора Александра II были отданы в дар жене генерала Пашкова. Тогда плотина и переулок (ныне Советский) в обиходе стали именоваться Пашковскими. Позднее на этом участке размещалась дача бывшего сенатора Половцева. В начале XX века здесь появилась новая владелица - графиня Ольга Валерьяновна Гогенфельзен по первому браку фон Пистолькорс (жена Великого князя Павла Александровича - сына Александра II, с которой он состоял в морганатическом браке). Ей в 1915 году Император Николай II пожаловал титул княгини Палей. За все время царствования последнего российского Самодержца это был единственный случай возведения в княжеское достоинство. По ее заказу в 1910-1914 годах был построен дворец в формах раннего французского классицизма. Для этого архитектором К. К. Шмидтом была капитально перестроена дача сенатора Половцева. Прототипом дворца стал особняк Великого князя Павла Александровича во французском городе Булонь. Все работы по постройке и оборудованию здания были выполнены французскими и бельгийскими мастерами. Дворец представлял собой довольно сложное в плане трехэтажное здание. Первый этаж - парадный, второй - жилой, третий - мансардный, для прислуги. Главный вход, расположенный в глубине парадного двора, оформлен пандусом, широкой лестницей и выступающим ризалитом с лоджией, верхняя часть которой являлась балконом второго этажа. Центральный ризалит соединен с основной частью дворца двумя симметричными абсидами. Декоративное убранство фасадов выполнено с использованием характерных деталей раннего французского классицизма: рустовка первого этажа, фигурные филенки, лепнина в виде различных гирлянд и медальонов, а также аттики с балюстрадами. Конструктивно здание являлось двухпролетным, ширина - 19 м, высота первого - 6 м, второго этажа - 5 м. Фундаменты - бутовые. Наружные стены - кирпичные толщиной в аршин (около 70 см). Перекрытия - монолитные железобетонные. Внутренняя отделка дворца, включая центральную лестницу, перила, наличники, осветительную арматуру и множество различных мелочей, выполнены французскими фирмами в подражание Версальскому и ряду других дворцов. Во дворце неоднократно бывал друживший с хозяйкой фаворит царской семьи Г. Е. Распутин. Это стало причиной благосклонного отношения к этому дому Императрицы Александры Федоровны. Печально сложилась судьба хозяев дворца. Несмотря на неоднократные предложения об эмиграции, О. В. Палей выехала в Финляндию вместе с дочерьми Ириной и Наташей лишь в конце 1918 года, лишившись сына и мужа. В июле 1918 года в Алапаевске был казнен Владимир Палей - сын Ольги Валерьяновны и Павла Александровича, а сам Великий князь расстрелян в январе 1919 года в Петропавловской крепости. В 1924 году в Париже одна из дочерей Ольги Валерьяновны - Ирина - вышла замуж за князя Федора Александровича - племянника Николая II и родственника Ф.Ф. Юсупова. Их сын князь Михаил Федорович в 1993 году посетил дворец Палей. После того как в 1918 году здание национализировали, в нем в период с 1919 по 1927 годы находился музей - хранилище произведений искусств царскосельских дворцов. "В середине нижнего этажа, - писал в 1925 году В. Я. Курбатов, - расположено круглое зало, служившее входом в помещения нижнего этажа и на лестницу. Из него попадаем в вестибюль, то есть зало, как бы входное, соединяемое на юге большими арками с садом, но в нашем климате это невозможно. В этом зале стоят две садовых скульптуры XVIII века, которым место среди зелени, на стене висит большой ковер - картина XVIII века. В витринах расставлен китайский фарфор, из которого наиболее красив и ценен селадоновый серовато-зеленых оттенков, а также образцы саксонского и русского фарфора. Из этой залы попадаем в небольшую, круглую, где на стене висит гобелен.. "Портрет Екатерины 1", сделанный на Шпалерной мануфактуре в начале XVIII века в Санкт-Петербурге. Комната на южный фасад - кабинет (Павла Александровича - прим. авторов) - обставлена превосходными низкими резными шкафами в самом изысканном стиле начала XVIII века. В ней висит несколько хороших картин - особенно маленькие портреты работы Бровиковского и рисунки французских художников XVIII века (у камина), две большие архитектурные фантазии, изображающие римские развалины, Гюбер Робера. Но самой ценной картиной является стоящая на мольберте (подставке) работа первоклассного французского мастера конца XVIII века Ж.Шардена. Она изображает различные принадлежности искусств. Через коридор проходим в небольшую гостиную (кабинет Ольги Валерьяновны - прим. авторов), где мебель старинная, в витринах стоит много фарфора, преимущественно немецкого, а в витринах у окна маленькие флакончики для духов, преимущественно английских заводов, клавесин, который считается принадлежащим Марии Антуанетте. На стенах набелы, написанные сухими карандашами, любимыми в XVIII веке, и великолепный портрет работы великого портретиста А. Ван-Дейка. Следующая большая гостиная характерна для французского искусства конца XVIII века и отделана резным неокрашенным деревом. Здесь же витрина с изделиями из камня -нефрита, особо ценного и почитаемого в Китае. Следующие две залы в стиле ампир, так же как и у Стасова и Кваренги в основных дворцах Царского Села. В столовой - последней комнате по садовому фасаду собрана большая коллекция стеклянных кубков русских заводов XVIII века. Из столовой переходим в Рафаэлевскую, или малую столовую. На стенах росписи подобно рафаэлевским. Следующая курительная - в ней китайские картины. Верхние - интимные комнаты дворца, в отличие от нижних парадных. Уборная Павла Александровича курьезна помещением в ней портретов Александра III и Николая II около умывальника в самой уборной. Наиболее интересны гравюры Санкт-Петербурга конца XVIII века. Спальня и уборная княгини Палей О.В. особенно роскошны и характерны дня обитательницы, которая благодаря красоте попала на высокое положение в придворном мире. Ее наряды из драгоценных материй и мраморная ванна дополняют и без того полную картину роскоши". Зимой 1928 года музей во дворце Палей был закрыт. Часть коллекции, в частности хрусталь и фарфор, передана в Эрмитаж; картина Ж. Шардена - в Пушкинский дом; 3,5 тысячи книг - в библиотеку имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, а затем - в Театральную библиотеку. Оставшееся убранство и картины проданы польскому художнику В. Вейсу. В том же году во дворце по инициативе С.М.Кирова открылся Дом партийного просвещения. Во время фашистской оккупации города Пушкина дворец Палей, в котором размещались подразделения вермахта, сильно пострадал. В 1952 году он был передан Военно-морскому министерству. С тех пор в нем находится Строительное училище ВМС, впоследствии ПВВПСУ и БИТУ. Строительным управлением Ленинградской военно-морской базы и силами курсантов в 1954 году дворец был реконструирован и приобрел черты, характерные для русского классицизма рубежа XVIII-XIX веков. Проект реконструкции дворца разработан при активном участии первого начальника училища генерал-майора П. Н. Орлова. Облик здания значительно изменился. Вместо мансардного этажа был надстроен третий этаж высотой 3,5 метра. Центральный ризалит дворца превращен в портик из четырех колонн римско-тосканского ордера, поддерживающий треугольный фронтон. По продольной оси здания во всех этажах устроены коридоры шириной до трех метров, из которых сделаны входы во все помещения. Ранее планировка здания имела анфиладный характер, т. е. все помещения были проходными. В подвале дворца разместились лаборатории и столовая дня курсантов. Первый этаж предназначался для лекционных аудиторий, второй - для классов, третий - для казарменных помещений.


Источник информации - исторический очерк
Сергея Яковлевича Ласточкина и Юрия Федоровича Рубежанского
"Царское Село-резиденция российских монархов"
На предыдущую страницу

На предыдущую страницу  
English language  
Your language of a site:  
   
ИЗМЕНЕНИЕ ДИЗАЙНА 
   
Выбрать другой дизайн сайта  
   
Царское Село- город Пушкин 
   
Царское Село- город Пушкин  
География и климат  
Исторический очерк  
Общие сведения  
Дворцы и парки  
Панорама Царского Села  
Путеводитель по Царскому Селу  
Янтарная Комната  
Храмы Царского Села  
Исторические традиции  
Музеи Царского Села  
Царское Село- Город Муз  
Сочинения А.С.Пушкина в 10 томах  
Царскосельский Карнавал  
Царскосельская премия  
Виртуальная Выставка  
Гостевая книга  
   
Пушкинский район
Санкт-Петербурга
 
   
Горячая информация  
   
ТОРГОВО- ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА 
   
Что такое ТПП  
   
СТАТИСТИКА 
   


Более 50 млн. посещений от старта - 02 августа 1999 года!
 
Обзор статистики  
Размещение рекламы  
   
РЕКЛАМА 
   
 
   
ИНСТРУМЕНТЫ ПОИСКА  
   

Поиск на сервере:

Разделяйте слова пробелами
Логика:


Примечание:
- Поиск в архиве прессы на сервере прессы

Тип поиска:
Быстрый поиск
Обстоятельный_поиск
Регистр слов:
Нечувствительно
Чувcтвительно
Язык:
English
Русский
Лимит документов:

 

Copyright -1999
Oleg Novikov
All Rights reserved



MMMD-технология
MMMD-технология





Сетевое издание: "Портал города Пушкина (Царского Села)"
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 - 54314,
выдан 29.05.2013г. Роскомнадзор
Учредитель: Торгово-промышленная палата городов Пушкина и Павловска
Адрес редакции 196601, РФ, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Октябрьский б-р, д. 50/30,т.+7(812) 476-85-88
Главный редактор: Екатерина Николаевна Бабич
(6+)

 

Новости Царского Села Новости Царского Села Новости Царского Села




О Системе Торгово-промышленных палат в Российской Федерации